Новости
Мнение: Как спланировать отпуск и избежать неприятностей с турфирмами
За последний месяц туристский мир потрясли события, которые можно было бы называть огромным кризисом в отрасли. Потерпели банкротство 9 крупных операторских компаний и несколько агентств. Пострадали десятки тысяч людей, планировавших свой отпуск. Много статей и комментарий в прессе характеризует это как мошенничество, аналогом финансовых пирамид и т.п.
Попробуем немного разобраться в ситуации. Версию финансовой пирамиды можно отбросить, так как многие компании около 20 лет работали на рынке и честно выполняли свои обязательства перед туристами. Что же привело к кризису и банкротству? На это есть много причин, которые сливаются воедино. На протяжении многих лет идут финансовые войны на туристском рынке. Демпинговые войны, скидки, ранние бронирования, расширение ассортимента стран и полетных программ. Вероятно, многие помнят, сколько сезонов подряд продавали путевки в Грецию по невероятно низким ценам. Прибыльность массового туризма очень низка, и, что бы выжить, операторам приходилось интенсивно расширять свой бизнес за счёт нового продукта или увеличения объемов продаж.
Кроме того, туристский бизнес очень рискован и зависит от многих факторов: политика (Египет), природные катаклизмы (цунами в Таиланде и вулкан в Исландии), погода, цены на авиатопливо, курс валют и т.п. В итоге, к августу 2014 года сложилась ситуация, которая взорвала рынок. Август - месяц, один из самых плохих с точки зрения продаж (приток денежных средств), и самый высокий с точки зрения оплат поставщикам услуг (авиакомпании, отели, и т.п.). Европейские санкции добавили свою лепту в этот удар. Кредитование в Европейских банках стало затруднительно. Российские банки давно резко сократили кредитование и перекредитование турбизнеса, в связи с его высокими рисками. Итог – кассовый разрыв и не способность выполнять свои финансовые обязательства. Ко всем этому можно добавить нестабильность курса валют, общий спад покупательной способности в связи с кризисом.
Это ситуация не является спланированным актом или злым умыслом, а является результатом общей ситуации на рынке. В результате, на данный момент, доверие к туриндустрии упало, и объем продаж сейчас сократился на 50 процентов, что, несомненно, является катастрофическим.
После банкротства операторов, цепочкой начали закрываться туристские агентства, которые попали под прямой удар.
Что делать туристу? Первое, что приходит в голову, идти в интернет и покупать тур там. Но… интернет это всего лишь метод продаж и ни в коем случае он не гарантирует надежности. Наоборот, вы не знаете, у кого и что покупаете. Не нужно сбрасывать со счетов турфирмы. Турагентства не виноваты в крахе, предвидеть банкротство оператора невозможно. Я бы все же порекомендовал обращаться в турагентство (которое вы уже знаете и пользовались услугами, например), поскольку агентства вдвойне заинтересованы в надежности продаваемой вам путевки. Самый банальный совет – бегите от скидок! Бойтесь слов "горящие туры", если хотите быть более-менее уверены в надежности своей поездки. Или рискуйте. Но в этом случае вы должны понимать, что вы рискуете своими деньгами.
Что делать турагентству? Аккуратно и внимательно подходить к выбору партнера-оператора. Агентства, проработавшие много лет на рынке, уже могут предугадать по косвенным причинам, у какого оператора начинают появляться проблемы финансового характера. Опытное агентство должно всегда иметь в арсенале своей работы, профессиональную бухгалтерию, юридическую помощь, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Источник: RBC.RU
2014-09-17 16:01:02