Новости
Банковскую систему оздоровят за счет банкиров
Не так давно Центробанк предложил пересмотреть систему оплаты труда банкирам. Регулятор считает, что сотрудники банков должны получать зарплату, которая бы соответствовала стабильности и эффективности данной кредитной организации. Эксперты, опрошенные «РБК. Личные финансы», считают, что эта мера призвана стать еще одним шагом в сложном процессе оздоровления российской банковской системы.
В инструкции «О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда», опубликованной на сайте ЦБ, предлагается установить соответствие между оплатой труда и масштабом совершаемых кредитной организацией операций, результатом ее деятельности и уровнем принимаемых рисков. Оценивать систему оплаты труда в банках будет департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России.
При этом совету директоров банка предписывается установить оклады и социальные выплаты, которые не будут зависеть от результатов деятельности данной кредитной организации. Это будет фиксированная часть оплаты труда. Работникам банка, принимающим решения, которые могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или могут навредить интересам вкладчиков и кредиторов, предписывается установить также выплаты, напрямую зависящие от эффективности работы.
Руководители банка должны не реже одного раза в год пересматривать размеры фиксированной и нефиксированной частей оплаты труда работников в зависимости от эффективности деятельности кредитной организации. Таким образом, работа ключевых кадров в банках частично будет оплачиваться с учетом стабильности банка. В случае принятия данная инструкция вступит в силу с 1 января 2015 года.
Директор финансово-аналитического департамента СБ Банка Алексей Колтышев отмечает, что подобная привязка зарплаты к эффективности банкиров – это тенденция мирового сообщества, и в частности ЕС. Такой механизм направлен на минимизацию конфликта интересов, когда менеджеры, ответственные за риск, не должны быть заинтересованы в принятии банком повышенного риска.
Алексей Колтышев провел любопытную аналогию, приведя пример из футбольного мира. По его словам, отечественная банковская система похожа на Российскую футбольную премьер-лигу (РФПЛ). РФПЛ по объему доходов в десятки раз уступает ведущим европейским и мировым чемпионатам. При этом зарплаты некоторых футболистов, играющих в отечественных клубах, превосходят зарплаты звезд мирового уровня, выступающих за топовые клубы.
То же самое происходит в банковской отрасли. Сейчас, как никогда, на российском банковском рынке много игроков, ведущих агрессивную политику развития и захвата доли рынка – расширения своей ниши в нем. Подобные игроки вынуждены переплачивать сотрудникам, подавляющее большинство из которых банально перекупается у конкурентов. При этом рентабельность подобных банков зачастую еще ниже, чем в среднем по рынку, однако иначе элементарно не завлечь подобных перспективных специалистов.
Юрист коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрий Давыденко считает, что идея привязки доходов банкиров к успешной работе логична, хоть и не нова. Вместе с тем у юриста возникают сомнения в связи с директивным подходом регулятора к этому вопросу.
«Обязание кредитных организаций под угрозой штрафа принять ту или иную систему оплаты труда может рассматриваться как противоречащее конституционным принципам свободы предпринимательской и иной экономической деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в полномочия собственника», – комментирует Д. Давыденко.
Начальник управления стратегического планирования, корпоративного развития и маркетинга лизинговой компании «ТрансФин-М» Юлия Филиппова считает, что теоретически данная инициатива должна предупредить дефолты банков, участившиеся в последнее время, и в первую очередь обеспечить безопасность и сохранность вкладов физических лиц.
Эксперт добавляет, что во многих банках уже довольно давно действует система ключевых показателей эффективности (КПЭ, или KPI). Она распространяется на все уровни – от топ-менеджмента до рядовых сотрудников. Как правило, данная система влияет на дополнительные премиальные выплаты сотрудников, квартальные или годовые.
«Будет ли глобальный позитивный эффект – не уверена. Во многих банках такие подходы уже реализуются, но при этом мы имеем банковскую систему в таком состоянии, как она есть сейчас. Также не совсем понятно, как соблюдение требований будет контролироваться со стороны надзорного органа, для этого требуются достаточно большие ресурсы», – рассказывает Ю. Филиппова.
Эксперт финансового рынка Павел Сакадынский, который до недавнего времени работал в Энерготрансбанке, считает, что эта инициатива Центробанка своевременна. Во-первых, существует международный тренд по борьбе с бонусами. Речь идет об адекватных масштабам деятельности банков и их рискам вознаграждениях. Во-вторых, эта инициатива – результат болезни роста банковской системы РФ.
По словам П. Сакадынского, ежегодный рост активов в 2008–2013 годах составлял до 15%, рост капитала за это же время – 47%. И все это при незначительном за такой срок (38%) росте резервов. И важную роль здесь сыграло кредитование. Многие мотивационные программы для сотрудников основывались на количестве выдаваемых кредитов, а не на количестве возвращаемых.
У одного регионального банка при выполнении «плана» открытия полноценных точек продаж средний годовой доход точки составлял 9 тыс. руб. без учета накладных расходов головного банка. Сотрудников мотивировали объемом, именно в этом видели эффективность», – вспоминает эксперт.
Кроме того, российский банковский сектор страдает от низкой производительности труда. Так, число банковских работников в России и некоторых европейских странах (например, в Италии или Франции) сопоставимо. Но при этом существенно разнятся активы. П. Сакадынский говорит, что банковские активы во Франции равны 8,1 трлн евро, в Италии – 4,1 трлн евро, а в России – примерно 844 млрд евро. «При сопоставимой численности персонала размер активов ничтожен. Уверен, что снижение издержек – самое выгодное приложение усилий в не слишком простые времена для банковского сектора РФ», – заключает эксперт.
Источник: RBC.RU
2014-04-28 12:23:23