Новости
Ловушка для бизнесмена: с чем вы столкнетесь при открытии своего дела
На совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев выразил неудовлетворение недостаточно высокой долей малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП страны. По словам главы правительства, она составляет около 20%. Также он напомнил, что развитие этого сектора является одним из приоритетных направлений экономической политики. Но почему же «опора России» так медленно и неуверенно занимает свое место в отечественной экономике? Мы попытались выяснить, что именно мешает малому и среднему бизнесу развиваться нормально и с какими проблемами столкнется человек, который решит открыть собственное дело.
Много или мало?
Для начала разберемся, почему 20% в ВВП - это мало. Как дело обстоит в развитых странах? По словам председателя всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров», председателя направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артема Аветисяна, доля малого и среднего бизнеса в развитых странах стремится к 50% в ВВП и обеспечивает работой средний класс. Чтобы добиться подобных результатов, необходимо снизить административные барьеры и издержки.
А. Аветисян рассказал, что в «Клубе лидеров» проводится акция «Тайный покупатель», в рамках которой бизнес сам проверяет, насколько эффективно работают чиновники в этой сфере, а потом принимаются определенные меры. «Тенденция к увеличению числа предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу, наблюдается уже на протяжении нескольких лет», - добавляет эксперт.
Эксперт отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Александр Сараев не соглашается с этим мнением и замечает, что за четыре последних года эта тенденция действительно наблюдалась, но по итогам первого полугодия 2013 года их число сократилось сразу на 4 тыс. (до 238 тыс. субъектов МСБ). «В дополнение в 2013 году порядка 600 тыс. индивидуальных предпринимателей (12% их общего числа) прекратили свою деятельность из-за повышения взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, устойчивой тенденции роста данной категории предпринимателей не наблюдается», - утверждает А. Сараев.
Кроме того, эксперт сообщает, что в Европе только у Ирландии и Румынии доля МСБ в ВВП не превышает 50%, а у большинства развитых стран она составляет около 55-60%. А Россия по данному показателю уступает даже Турции и Египту, у которых вклад МСБ в ВВП страны около 25%.
Налоговый консультант аудиторско-консалтинговой группы «Градиент-Альфа» Ирина Парулева сообщает, что внушительная часть предприятий, формально попадающих под определение малого и среднего бизнеса, - это неработающие компании, владеющие активами либо играющие роль «налоговых оптимизаторов». С другой стороны, часть бизнеса находится в тени. Тем не менее 20% - это мало. В среднем по ЕС аналогичный показатель составляет 60%, в США - порядка 45%.
Тернистый путь
Итак, России явно не хватает малого и среднего бизнеса. Но если вы вдруг решите сделать свой непосильный вклад в развитие российской экономики, знайте, вас ждет масса трудностей.
Один из факторов, которые тормозят развитие предпринимательства, - недоверие к государству. «Мне приходилось работать на малых предприятиях, которые платили довольно внушительные налоги, и, несмотря на это, владельцы с большим волнением относились к любым проверкам со стороны налоговой. К сожалению, отношения между предпринимателем и инспекцией до сих пор строятся по принципу «Обвиняемый-прокурор», по крайней мере в сознании предпринимателя точно», - вспоминает И. Парулева.
Начальник управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко полагает, что бизнесом занимаются не очень охотно, поскольку люди не хотят рисковать своими личными средствами, которые можно вложить без дополнительных рисков. Смельчаки же вынуждены развиваться в условиях давления со стороны конкурентов и чиновников, попутно решая безумное количество бюрократических вопросов. «В итоге доходность вложения в малый бизнес может оказаться на уровне 10%. Тогда уж лучше положить деньги в банк», - говорит Г. Ващенко.
Еще одна проблема - малому бизнесу негде развернуться. По большей части такие предприятия открываются только в сфере потребительского сектора. Но даже здесь есть серьезная конкуренция со стороны крупных сетей.
«С одной стороны, государство стремится снизить налоговую нагрузку на МСБ, с другой - повышает вдвое страховые взносы в Пенсионный фонд. На проблему административных барьеров правительство обращает недостаточно внимания. Чиновники нарушают установленные законодательством сроки выдачи различной разрешительной документации. Тем самым снижается и без того небольшой интерес населения к предпринимательской деятельности. В целом поддержка МСБ в нашей стране носит бессистемный характер. В этом вопросе необходим сбалансированный стратегический подход», - резюмирует А. Сараев.
Источник: RBC.RU
2014-02-10 10:45:26