Новости
Миссия выполнима: как выйти из собеседования победителем
Для многих людей страх перед собеседованием является самым сильным. Даже те, кто имеет за плечами солидный опыт работы, испытывают волнение перед разговором с потенциальным работодателем. Корни этой фобии кроются в том, что человек всегда с некоторой опаской относится к чему-то новому, а уж смена места работы или даже профессии может обернуться серьезным стрессом. Мы побеседовали с экспертами рынка труда и выяснили, как побороть себя и успешно пройти собеседование.
У страха глаза велики
По данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, только четверть россиян не волнуются перед собеседованием. Остальные вынуждены применять разнообразные методы и техники борьбы с волнением. Кто-то занимается самовнушением (8%), другие практикуют дыхательную гимнастику (5%), а каждый двадцатый мужчина употребляет перед собеседованием алкоголь. Примечательно, что 18% вообще не знают, как бороться со стрессом – им ничего не помогает.
Многие напуганы новомодными экстремальными собеседованиями, в ходе которых на несчастного соискателя оказывается мощное давление. Ему задают провокационные вопросы, ставят в неудобное положение, могут накричать и даже довести до слез. Однако эксперты уверяют, что такая практика в России почти не распространена, а значит, нечего бояться. Чаще всего собеседование проходит в спокойных условиях в виде обычной беседы. Элементы стресс-интервью могут быть лишь небольшой частью такой беседы.
«Чаще всего кадровики комбинируют несколько видов собеседования. За основу в большинстве случаев берется структурированное интервью, где рекрутер уточняет биографические данные о соискателе (образование, опыт и пр.), проясняет причины смены мест работы и поиска новой, просит описать наиболее значимые достижения, также задаются вопросы о личностных качествах, увлечениях, дополнительных навыках. Также проводят интервью по компетенциям, ситуативные интервью, состоящие из ряда кейсовых задач, интервью проективные, стрессовые и пр.», – комментирует Ирина Романова, HR-консультант кадрового агентства «Триумф».
«Зачастую работодатели все-таки предпочитают проводить интервью в форме обычной беседы. Желательно, чтобы на встрече кандидат раскрылся максимально, что почти невозможно в условиях стресс-интервью. Кроме того, нужно четко понимать, с каким впечатлением уйдет от вас кандидат, и лучше, если оно будет положительное», – говорит Мария Овечкина, руководитель отделения по подбору персонала Kelly Scientific Resources.
Примечательно, что все чаще используют западный подход к собеседованиям. Большее внимание уделяется именно личности кандидата, его потенциалу и навыкам. Образование и записи в трудовой книжке отодвигаются на второй план.
Комедия положений
Волнение и страх на собеседовании часто ведут к забавным ситуациям с соискателями. А иногда и сами работодатели бывают со странностями. Эксперты поделились с нами несколькими подобными случаями из своей практики. Так, Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити», вспомнила, что однажды на собеседовании кандидат от волнения начал раскачиваться на стуле. Он качался все сильнее и сильнее, пока не упал. Вот до чего доводит волнение. Некоторые от стресса начинают теребить волосы, беспрерывно трогать телефон и т.д. Стоит взять себя в руки, расслабиться и успокоиться.
Руководитель департамента общего рекрутмента кадровой корпорации ManpowerGroup Татьяна Маркина говорит, что на собеседования приходят очень разные люди, и некоторые из них даже уверяют, что обладают сверхъестественными силами: «В случае одобрения его кандидатуры один соискатель пообещал навести порчу на конкурентов». Да и руководители тоже бывают чудаковатые: «На финальном интервью директор попросил кандидатку на вакансию персонального ассистента сделать презентацию о самураях. Девушка не растерялась, собрала материал и через несколько дней, представив свою работу, получила предложение».
Во время собеседования используются различные задания, кейсы, вопросы для соискателей в зависимости от позиции и от качеств, которые хотелось бы видеть в будущем сотруднике. Так, чтобы оценить быстроту реакции соискателя и его находчивость, ему было предложено придумать десять вариантов использования белого листа формата А4. После того как он предложил сделать оригами, нарисовать что-нибудь и т.д., он призадумался и ответил: «Съесть его еще можно», – рассказывает И. Романова.
И еще одна история о прихотях начальства от М. Овечкиной: «Вспоминается случай подбора специалиста в компанию, где директор имел психотерапевтическое образование. Когда мы звонили кандидатам после собеседований, они просто смеялись в трубку и говорили: «Он психотерапевт, и этим все сказано». Как потом выяснилось, интервью представляло собой сеанс психотерапии. Директор доставал шесть страниц вопросов из серии: «Что такое обратная связь?», «Как вы понимаете обратную связь?», «Как вы даете обратную связь?», «Как вы себя при этом чувствуете?» и т.д.».
Инструктаж
Собеседование требует особой подготовки. Чтобы не упасть в грязь лицом и обрести дополнительную уверенность в своих силах, нужно следовать простым правилам. И. Романова советует создать деловой образ: выбрать подходящую одежду, прическу, манеру поведения. Также важно изучить информацию о компании, в которую предстоит пойти на собеседование: историю, структуру, сайты, отзывы, имеющиеся вакансии – все то, что можно найти в интернете и поможет более четко понимать специфику деятельности и те задачи, которые будут ставиться перед новым сотрудником.Ну и, конечно же, лучше вести себя естественно, а на вопросы отвечать искренне и уверенно.
И помните, на собеседовании вас не ждут враги. Скорее это ваши союзники, заинтересованные в том, чтобы найти хорошего работника на длительный период. «В первую очередь нужно правильно настроиться на встречу с работодателем, побороть волнение. Помните, интервью – это не экзамен, а скорее беседа. Работодатель не меньше вас волнуется, ведь он делает выбор, а для этого ему нужно разглядеть в вас потенциал, оценить личностные качества», – рассказывает Т. Маркина.
Ну и, разумеется, не стоит выдавать себя за кого-то другого. Будьте честны, открыты и естественны. «Составляйте резюме, опираясь на реальные факты, чтобы на собеседовании более подробно раскрывать их, а не говорить: «Ой, здесь было не так, а тут я работал на неполный день, а здесь у меня просто лежала трудовая книжка», – тем самым повышая уровень недоверия у представителя со стороны компании», – рекомендует И. Антоненко.
«В первую очередь стоит быть самим собой. Помимо профессиональных качеств, очень важен момент соответствия будущего сотрудника корпоративной культуре работодателя. Это является залогом долгой успешной работы в комфортных условиях. Нет плохих или хороших работников, как нет плохих или хороших работодателей. Есть неподходящие», – заключает М. Овечкина.
Источник: RBC.RU
2013-12-06 13:02:49